4.12.2001   ::



МАТЕРИАЛЫ КОЛЛОКВИУМА ПО ПРЕДМЕТУ "КОНСАЛТИНГ В СО"










НАВИГАЦИЯ   ::



ПЕРВАЯ >     СПИСОК ДОКЛАДОВ >     ПИСЬМО АВТОРАМ >











СПИСОК ДОКЛАДОВ >>
БРЕДНЕВА АННА
Ценообразование на консалтинговые услуги
ИКОННИКОВА ЕЛЕНА
Тенденции современного консалтинга
КОНИХИНА НАТАЛЬЯ
Человеческий капитал
КУЗНЕЦОВА ГАЛИНА
Мировая индустрия управленческого консалтинга на пороге XXI века
РАКИТЯНСКАЯ КРИСТИНА
Выбор консультанта клиентом
РОЖИНА ОЛЬГА
Отношения "консультант - клиент"
САФОНОВА АННА
Хартия профессиональной деятельности политических консультантов
СМОЛЕНСКИЙ ЛЕОНИД
Варианты установки цен на консалтинговые услуги
СУЧИЛОВА НАТАЛЬЯ
Особенности консалтинга в России
ХАЧАТРЯН ОГАНЕС
Консалтинговый бизнес в России
ШАРОНИНА ЕКТАТЕРИНА
Российские реалии управленческого консалтинга
ДРУГИЕ ДОКЛАДЫ >>


МИРОВАЯ ИНДУСТРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА НА ПОРОГЕ XXI BEKA

Несмотря на растущий интерес, проявляемый в современной экономической литературе к управленческому консалтингу, эта сфера бизнеса остается одной из наиболее закрытых и мало понятных для непрофессионалов. Вопреки кажущейся простоте "производства советов" для управленцев специалистам до сих пор не удается прийти к общему более или менее четкому определению продуктов и даже рамок управленческого консультирования, не говоря уже о том, чтобы оценить его реальную эффективность, то есть соотношение между экономическим эффектом предлагаемых советов и теми гонорарами, которыми они оплачиваются. Тем не менее, крупнейшие промышленные корпорации и финансовые институты мира, которые вряд ли можно упрекнуть в отсутствии здравого смысла или чрезмерной расточительности, ныне ежегодно выделяют десятки миллиардов долларов на услуги внешних консультантов по управлению.

С точки зрения значимости этой специфической сферы бизнеса является то весьма серьезное влияние, которое оказывают профессиональные консультанты на принятие важнейших управленческих решений в корпоративном секторе. Ведь именно владельцы и высшие менеджеры компаний - основные потребители "продукции" консалтинговых фирм. Более того, за последние два десятка лет и высшие государственные чиновники все активнее прибегают к услугам независимых консультационных компаний, тем самым как бы транслируя их влияние уже на уровень государственной экономической политики.

Данная статья представит обобщенный анализ современных тенденций в мировой индустрии управленческого консультирования, расскажет о становлении данной отрасли, покажет те колоссальные сдвиги, которые там происходят или только намечаются.

ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ РОСТ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ.

Хотя, как род занятий ремесло советника для тех или иных руководителей, наверное, старо как мир, первые профессионалъные фирмы по управленческому консалтингу начали возникать сравнительно недавно - в 20-е годы XX в. Реальное становление отрасли в качестве самостоятельной сферы бизнеса произошло только в 50-е годы, но с тех пор она развивается необычайно быстрыми темпами. Вообще оценка масштабов и динамики развития мировой консалтинговой индустрии до сих пор является весьма непростым делом, поскольку эксперты никак не могут договориться о том, как определять ее границы.

Примечательна сама эволюция подходов к определению рамок этого бизнеса, которая в значительной мере отражает мощные сдвиги, периодически происходящие в рядах его основных участников. Самые узкие дефиниции управленческого консалтинга включают туда только деятельность легендарной "МакКинси" и ее конкурентов по стратегическому консультированию, таких как "Бэйн", "Бостон консалтинг груп" и ряда других (в данную группу зачастую относят и старейшую консультационную фирму "Артур Д. Литтл", хотя стратегический консалтинг - не единственная сфера ее деятельности). С этого направления, охватывающего решение классических проблем стратегического менеджмента, включая разработку различных аспектов корпоративной стратегии, проведение стратегических исследований рынка, планирование крупных организационных преобразований, по сути дела и начиналось формирование управленческого консультирования как самостоятельной индустрии.

Характерной особенностью нового этапа развития отрасли со второй половины 60-х годов было активное внедрение в нее крупнейших аудиторских фирм, элитная верхушка которых по мере гигантских слияний в их собственных рядах последовательно сужалась до "большой восьмерки" в начале 80-х годов, "шестерки" в начале 90-х и "пятерки" в наши дни. К нынешним участникам "большой пятерки" относятся "ПрайсУотерхаус-Куперз", "Эрнст энд Янг", "КПМГ", "Делойт энд Туш", "Артур Андерсен". Начиная развивать консультирование как естественное продолжение бухгалтерских услуг, эти фирмы стремительно расширили спектр своих интересов и захватили лидерство в операционном консалтинге, т. е. в области решения проблем оперативного управления, включая налаживание управленческого учета и управленческой отчетности, различных аспектов внутреннего финансового менеджмента и организации основных бизнес-функций. Более того, очень быстро оценив повышенную доходность консультационных услуг по сравнению с традиционным аудитом, они стали агрессивно конкурировать и на поле стратегического консалтинга. Настоящий переворот в структуре и доходности консалтингового бизнеса, начавшийся примерно с конца 80-х годов, был во многом связан с широким распространением так называемых интегрированных информационных систем класса управления ресурсами предприятия. В отличие от традиционных учетно-бухгалтерских программных пакетов эти системы дали техническую возможность эффективно управлять всеми ресурсами крупных компаний - производственными, финансовыми и людскими - на интегрированной основе и, что не менее важно, обеспечивать полный цикл управленческих воздействий в рамках текущей хозяйственной деятельности, включая оперативное планирование и поддержку принятия решений при отклонениях от плана.

С учетом заложенных в таких системах новых управленческих стандартов и принципов процесс их внедрения предполагает серьезную реорганизацию практически всех основных бизнес-процессов компании, а также параллельно определенную адаптацию самого программного обеспечения к индивидуальным особенностям предприятий-объектов внедрения. Высокий уровень сложности этих задач, как правило, не позволяет даже самым передовым в техническом плане промышленным корпорациям обходиться своими силами и требует участия профессиональных консультантов по управлению и информационным технологиям.

В результате сформировалось целое мощное направление информационно-управленческого консалтинга, которое очень скоро стало играть роль своеобразного мотора, раскручивающего спираль ускоряющегося роста мировой консалтинговой индустрии в целом.

Действительно, стремление крупных промышленных корпораций перейти с помощью интегрированных информационных систем к принципиально более высокому типу организации управления было настолько велико, что они буквально начали становиться в очередь к ведущим консультационным компаниям, лидирующим на рынке внедрения таких систем. И это несмотря на то, что стоимость подобных проектов для крупнейших компаний исчисляется десятками, а то и сотнями миллионов долларов, а сроки самого внедрения растягиваются на несколько лет.

Наиболее подготовленной для разработки вновь открытого золотоносного направления консалтинга оказалась все та же "большая пятерка" (тогда еще "шестерка"), которая обладала необходимыми квалифицированными специалистами и опытом в области операционного управленческого консультирования и информационных технологий (на базе внедрения учетно-бухгалтерских систем). Именно в это время доходы лидеров "большой пятерки" от управленческого консалтинга начали быстро сближаться по объему с доходами от традиционно доминировавшего аудита.

Высокая доходность информационно-управленческого консалтинга не могла остаться незамеченной. И вскоре среди основных игроков на этом рынке появилась новая группа компаний, выросших на базе крупнейших производителей компьютерной техники и системных интеграторов. Поставляя компьютеры, серверы, сетевое оборудование, лидеры этих рынков стали чем дальше, тем больше понимать, что куда более высокую прибыль обеспечивают полномасштабные проекты системной интеграции, в рамках которых информационно-управленческий консалтинг является ключевым компонентом. В результате такие известные международные гиганты, как "Ай-Би-Эм" ("IBM"), "Электроник дэйта сис-темз" ("EDS"), "Компьютер сайенс корпорейшн" ("CSC") и ряд других, начали планомерно смещать основной фокус своей деятельности от традиционного решения проблем в области информационных технологий к использованию информационных технологий для решения бизнес-проблем своих клиентов.

Агрессивное вторжение сначала аудиторских фирм, а затем поставщиков компьютерного оборудования в элиту мирового консалтинга привело к распространению расширительных трактовок самой индустрии управленческого консультирования, к попыткам включить в ее рамки всю деятельность новых участников, независимо от ее характера. Подобные дефиниции, разумеется, значительно упрощают стоимостные оценки общих масштабов отрасли, но их трудно признать корректными. Так, завершение процесса трансформации мировых лидеров аудиторского бизнеса в профессиональных советников широкого профиля было зафиксировано специалистами еще в начале 90-х годов. Но этот в общем совершенно справедливый вывод вряд ли можно считать серьезным основанием для зачисления всех операций этих фирм в разряд управленческого консалтинга. Ведь, несмотря на существенно возросшую значимость управленческого консультирования, последнее является лишь одним из четырех основных функциональных направлений деятельности любой из фирм "большой пятерки", практикующих, помимо традиционного аудита, налоговое и юридическое консультирование, а также услуги в области корпоративных финансов (то есть в области подготовки и сопровождения инвестиционных сделок). Аналогичным образом ведущие системные интеграторы, набирая обороты в области управленческого консультирования, отнюдь не собираются сворачивать свои традиционные направления работы в области поставок, конфигурирования и установки компьютерного оборудования, его технической поддержки и сопровождения. Иными словами, поскольку управленческий консалтинг стал полем деятельности не только специализированных, но и крупных многопрофильных компаний, границы этой индустрии зачастую проходят не между фирмами, а внутри них. Именно выделение управленческого консультирования из общей массы других услуг (в том числе консультационного типа), оказываемых участниками этого бизнеса, представляется здесь наиболее корректным путем определения рамок данной отрасли. Хотя такой подход нередко называют консервативным, характерно, что он продолжает использоваться наиболее авторитетным международным периодическим изданием в данной области "Менеджмент консалтант интернэшнл" при оценке масштабов операций крупнейших фирм мировой индустрии управленческого консультирования. Именно выручка от услуг в сфере управленческого консалтинга (а не объем доходов в целом) применяется здесь в качестве основного показателя.

Чем же объясняется этот феноменальный рост? Ведь руководителей компаний никто и ничто не вынуждает приглашать консультантов по управлению, во всяком случае так, как это происходит с представителями других отраслей профессиональных услуг - аудиторами и юристами.

Если попытаться свести движущие силы данного процесса к общему знаменателю, то, пожалуй, главным будет нарастающая сложность и изменчивость современной бизнес-среды. Именно эти ее характеристики обеспечивают практически постоянное возникновение весьма непростых проблем для менеджеров высшего и среднего звена и соответственно острую необходимость их срочного решения, что, в свою очередь, генерирует растущий спрос на услуги профессиональных консультантов по управлению. Наиболее значимые для мировой экономики тенденции последних двух десятилетий, буквально на глазах меняющие ее структурные параметры, - глобализация, дерегулирование, периодические волны гигантских транснациональных слияний и поглощений, повсеместное внедрение и скачкообразные смены поколений информационных технологий, наконец, бурный рост электронного бизнеса - внесли и продолжают вносить решающий вклад в ускоренное развитие индустрии управленческого консалтинга.

С другой стороны, немалую роль играет и динамичное развитие самой управленческой науки и практики, возникновение все новых течений и целых направлений в данной области, знаменующих своеобразную смену вех в работе консультантов по управлению. Стратегическое планирование, реинжиниринг бизнес-процессов, аутсорсинг непрофильных видов хозяйственной деятельности, интегрированные информационные системы управления и другие, периодически сменяющие друг-друга веяния в господствующих управленческих концепциях (распространявшиеся, разумеется, не без помощи самих консультантов), бесспорно подпитывают спрос на услуги управленческого консультирования.

Параллельно с бурным ростом индустрии управленческого консалтинга наблюдаются ускоренные процессы увеличения размеров лидеров отрасли и их транснационализации.

Характерно, что по некоторым показателям транснационализации мировые лидеры консалтинговой индустрии уже опережают многих представителей транснациональной элиты промышленного бизнеса. В 1999 г. из десяти ведущих консалтинговых фирм мира девять получали за пределами страны базирования штаб-квартиры более 39% консалтинговой выручки, а четыре - более 50%. В среднем по всем десяти компаниям этот показатель составил 48.9%. Что касается транснациональных промышленных корпораций, то, по данным последнего ежегодного обзора ООН, зарубежный компонент в обороте первой десятки крупнейших по продажам ТНК составлял в среднем 39.5%. В основе укрупнения ведущих консалтинговых компаний лежали по существу те же самые факторы, которые толкали их на путь транснационализации операций. Самым важным здесь, бесспорно, было стремление следовать запросам своих главных клиентов - ведущих промышленных корпораций и финансовых институтов мира, которые сами резко увеличились в размерах и стали транснациональными по размаху деятельности. Для успешного решения проблем, соответствующих масштабам таких клиентов, консалтинговая компания должна обладать возможностями мобилизовать сразу огромное число квалифицированных консультантов и организовать из них эффективно работающую единую команду.

Одновременно с резким повышением трудоемкости возросшие размеры основных клиентов влекут за собой и существенное увеличение стоимости и длительности типичных консультационных проектов, что, в свою очередь, толкает заказчиков делать основную ставку на крупнейшие и известные консалтинговые фирмы хотя бы для минимизации рисков. Как справедливо отмечал один из руководителей европейского регионального отделения "ПрайсУотерхаусКуперз" Б. Баунд, "клиенты ныне часто инвестируют значительные суммы в консультационные проекты, и неудивительно, что они ищут определенные гарантии, связанные с наличием широко известного и уважаемого имени, которому они могут довериться на длительную перспективу... Поэтому клиенты обращаются к фирмам большой пятерки и другим подобным компаниям для выполнения крупномасштабных проектов по внедрению систем или программ трансформации бизнеса".

С другой стороны, естественное стремление современных транснациональных корпораций и банков строить управленческие структуры и механизмы своих подразделений в разных странах на базе общих подходов и принципов неизбежно трансформировалось в требование к консалтинговым фирмам обеспечить предоставление стандартных пакетов соответствующих услуг одинаково высокого качества "поверх национальных границ". Кроме того, углубление процессов транснационализации бизнеса привело к возникновению и быстрому росту спроса на консалтинговые услуги, транснациональные по самой своей природе (например, реструктуризация компаний после транснациональных слияний и поглощений, оптимизация международной цепочки производственной кооперации или логистики в рамках транснационального корпоративного комплекса) и потому требующие создания международных команд консультантов, профессионально знающих специфику бизнес-среды в разных странах. Совершенно очевидно, что предоставление таких услуг под силу только крупным консалтинговым компаниям, располагающим разветвленной сетью подразделений по всему миру.

Другой важнейшей движущей силой процессов ускоренного укрупнения и транснационализации ведущих консалтинговых фирм была сама логика конкурентной борьбы внутри индустрии управленческого консультирования. В отличие от других отраслей в управленческом консалтинге практически не существует каких-либо видимых барьеров для вхождения в бизнес. Для организации консультационной компании не требуется сколько-нибудь серьезных капиталовложений в материальные активы, не нужен доступ к дефицитным природным ресурсам. В подавляющем большинстве стран мира не требуется даже профессиональной лицензии, поскольку управленческий консалтинг считается (в отличие, например, от аудита или юридического консультирования) нелицензируемым видом профессиональных услуг. Именно поэтому управленческое консультирование традиционно являлось своеобразным заповедником свободной конкуренции, в котором вполне эффективно работают и мелкие фирмы, и предприниматели-одиночки.

В известной мере это справедливо и сегодня. Однако нельзя не видеть и другого. Наряду с десятками тысяч мелких консультационных компаний, которые в основном довольствуются узкими нишами динамичных национальных рынков, выросла относительно небольшая группа транснациональных гигантов, фактически определяющих лицо мировой консалтинговой индустрии. Такое расслоение консультационного бизнеса, уход наиболее успешных его представителей в резкий отрыв от остальной массы во многом были следствием накопления ими и сохранения на долговременной основе специфических неосязаемых конкурентных преимуществ, связанных с управлением квалифицированным персоналом, фирменной культурой, методологиями и стандартами качества оказываемых услуг.

Залогом успеха любой консалтинговой фирмы является сохранение и развитие ее главного актива - квалифицированного персонала. Профессиональная фирма должна быть способна привлечь самые лучшие кадры экспертов по управлению, обеспечить их дальнейшее совершенствование через постоянное (на протяжении всей карьеры) повышение квалификации и накопление практического опыта, а также создать им достаточные стимулы для продолжения работы в организации. Причем однородное рабочее ядро должно формироваться из людей с весьма разнообразным профессиональным и образовательным багажом. Все это достигается за счет создания специальных систем найма, мотивации и продвижения персонала, сложных многоступенчатых систем его переподготовки и повышения квалификации, систем трансформации накопленного опыта в методологии и их внутрифирменного распространения (так называемые системы управления знаниями), наконец, систем, процедур и стандартов клиентской работы, подразумевающих фирменный стиль и культуру.

Лучшие консалтинговые компании развили и активно применяют своеобразные управленческие технологии, которые давно, но не очень успешно пытаются освоить даже самые продвинутые в технологическом плане промышленные корпорации - технологии управления творческими человеческими ресурсами. Возникновение и развитие подобных технологий тесно связаны с относительно "мягкой" внутренней структурой консультационных фирм, где индивидуальные предприимчивость и творческий потенциал сотрудников искусно направляются в русло общефирменных целей. Это достигается за счет сознательно культивируемого соревновательного климата, практически повсеместного использования проектных команд и старательно воспроизводимой корпоративной культуры свободного интеллектуального обмена в отличие от практики централизованного надзора и иерархического принуждения, весьма характерной для крупных промышленных корпораций.

В кругах консультантов технологии подобного рода получили даже специальное название "жестко-мягкого" управления (tight-loose management). Именно они, разумеется наряду с весьма высокими заработками, позволили лидерам мирового консалтинга уже на протяжении многих лет притягивать и удерживать наиболее талантливую и квалифицированную часть выпускников самых престижных бизнес-школ, и соответственно послужили одним из важнейших факторов конкурентного успеха, который к тому же относится к числу трудно воспроизводимых.

Действительно, подобные методы управления творческими кадрами практически не поддаются передаче через обычные рыночные каналы, их крайне сложно формализовать или передавать в виде стандартных операционных процедур. Будучи тесно связанными с фирменной культурой, они, как правило, весьма специфичны для каждой индивидуальной компании и потому тиражируются только на внутрифирменной основе. Такие своеобразные кадровые технологии обеспечили современным лидерам мирового консалтинга те долговременные конкурентные преимущества, которые послужили основой их закрепления в рядах элиты современного консультационного бизнеса.

ВЫВОДЫ:

Таким образом, весьма наглядно проявившиеся в ходе последних десятилетий тенденции необычайно быстрого роста размеров и глобализации операций горстки фирм - лидеров управленческого консалтинга существенно изменили весь мировой ландшафт отрасли. Из традиционного заповедника свободного предпринимательства, напоминавшего скорее архипелаг мало связанных между собой локализованных национальных рынков с атомистической структурой, она начала динамично трансформироваться в единую мировую индустрию с ясно выраженным доминированием одних и тех же транснациональных гигантов практически на всех основных страновых рынках.

Каковы перспективы мировой индустрии управленческого консалтинга в обозримом будущем? На этот счет среди специалистов нет единого мнения. Одни из них утверждают, что отрасль будет развиваться в таком же ускоренном темпе и в ближайшие десятилетия. Менее оптимистичные исследователи настаивают на том, что быстрые темпы развития могут сохраниться только для весьма узкой группы крупнейших консалтинговых фирм, которые сумеют освоить и предложить клиентам полный набор продуктов управленческого консультирования. Реальное развитие отрасли, как представляется, вряд ли будет соответствовать этим крайним сценариям, но, как это нередко бывает, продемонстрирует некий усредненный вариант, так или иначе комбинирующий указанные тенденции. Разумеется, консалтинговая индустрия не обладает иммунитетом против циклических спадов, и недавнее замораживание, а затем и некоторое сокращение численности основного персонала крупнейших консультационных компаний в США на волне ухудшения общей ситуации в американской экономике служит ярким тому подтверждением. Вместе с тем очевидная тенденция к усилению доминирования глобальных по размаху деятельности и широко диверсифицированных в отношении предлагаемых консалтинговых продуктов крупнейших фирм не приводит к вымыванию мелких и средних специализированных компаний, которые продолжают успешно находить свои ниши на национальных рынках консультационных услуг. Но сохраняется огромный потенциал роста и для транснациональных лидеров мирового консалтинга. Их развитие оказывается все теснее связанным со сменой поколений информационных технологий, а потому позволяет им смотреть в будущее с большим оптимизмом.














Copyright (c) Гуманитарный Факультет СПбГУТ 2000 :: Deisgn (d) Jorje Gonzalez



Хостинг от uCoz